Cхема, иллюстрирующая принципы работы интерфейса мозг-компьютер
Активность мозга, в момент, когда человек реально сжимает руку и когда он только представляет, что сжимает её, очень схожи. Поэтому основная сложность в том, чтобы выделить нужный сигнал и найти соответствие между попытками человека вообразить это движение. Тренируя возможности воображения в обход пораженной части, человек начинает двигать рукой. Период реабилитации занимает около 2 месяцев и при необходимости может быть повторен.
Разработка ученых имеет ряд принципиальных преимуществ перед аналогами. Оборудование очень компактное. Самое большое устройство – это ноутбук, который со временем может быть заменен планшетом и даже смартфоном. Используется беспроводной электроэнцефалограф, поэтому человек в процессе игры не «привязан» к розетке. Тренировки могут осуществляться даже дома, а для пациентов после инсульта это актуальный вопрос.
Самое же главное преимущество – геймификация. В арсенале разработчиков пока только одна игра, когда главный герой ходит по саду и срывает фрукты. Чем больше правильных «воображений» реального движения, тем больше фруктов он соберет.
«Игра затягивает человека, он видит реальный результат своих мыслей. На самых первых тренировках это производит вау-эффект и сильно вдохновляет пациентов. Они понимают, что это не конец, если мозг работает, значит, и двигательная функция восстановится», – говорит один из разработчиков, аспирант Политеха Филипп Гунделах.
В настоящее время студентом СПбПУ разрабатывается еще одна игра, так называемый шутер, когда герой будет стрелять по объектам. Понятно, что потом этих игр может стать гораздо больше и пациент сам будет выбирать, что ему интересно.
После получения результатов клинических испытаний разработчикам, конечно же, хотелось бы сделать свой комплекс максимально доступным для пациентов. И тут есть два пути. Медицинские учреждения смогут приобрести данный комплекс и на своей базе самостоятельно проводить реабилитацию пациентов. Второй вариант – аренда комплекса напрямую конечными потребителями, то есть пациентами.
«Прежде всего нами движут гуманистические стремления. Мы хотим сделать жизнь людей комфортнее, улучшить ее качество. С другой стороны, как технаря, меня очень привлекает такое направление, как расширение человеческих возможностей. Ведь данный подход может быть применен и для управления внешними объектами, например, третьей рукой, роботом-помощником или системой “умный дом”. Мы сейчас активно ведём работу и в этом направлении», – добавляет Филипп.
Мария Гайворонская
Сектор научных коммуникаций